Главная » О нас » Статьи » Бухгалтерский учёт сигнализации

Бухгалтерский учёт сигнализации

Автоматизированные системы безопасности — неотъемлемая составляющая каждого офиса. Как охранная, так и пожарная сигнализация — это различные электротехнические "организмы", которые часто образуют целый комплекс систем и устройств: централей, пультов, сирен, передатчиков, установок пожаротушения и дымоудаления, проводов и других электротехнических элементов, которые не редко подключены к электронно-вычислительным машинам. Поэтому в данном материале мы рассмотрим варианты бухучета и налоговые нюансы операций по установке "дозорных-ревунов".

Нужна сигнализация? Установим быстро и недорого.

Как классифицировать установку сигнализации  

В данном случае есть два основных варианта. Как правило, установку сигнализации можно рассматривать: либо как улучшение помещения, в котором ее монтируют; или же ее нужно классифицировать как отдельный объект основных средств (далее — ОС), либо даже несколько объектов ОС или малоценных необоротных матактивов (далее — МНМА). От этого и будет зависеть порядок отражения в бухучете операции по установке пожарной и/или охранной сигнализации. Рассмотрим возможность классификации сигнализации как отдельного объекта ОС.

Согласно п.4П(С)БУ7 "Основные средства" объект ОС — это, в частности:

законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему; конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

обособленный комплекс конструктивно объединенных предметов одинакового или разного назначения, имеющих для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, управление и единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Как видим, приобретенную и установленную в помещении сигнализацию вполне можно поставить на баланс как отдельный объект ОС. Ведь в зависимости от функционала она может подпадать под каждую из этих категорий. Более того, если она состоит из конструктивно обособленных предметов, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций и/или имеющих разный срок полезного использования (например, централизованный пульт управления сигнализацией), то каждую из этих частей можно признавать в бухучете как отдельный объект ОС или МНМА (п. 4 П(С) БУ 7).

В свою очередь, могут быть и основания признать установку сигнализации улучшением офисного помещения. Условием для этого является ожидание руководством предприятия, в частности, повышения технико-экономических возможностей объекта в связи с установкой в нем сигнализации, что в будущем повлечет увеличение экономических выгод от его использования (п.п. 29, 31 Метод рекомендаций № 561, п. 14 П(С) БУ 7 "Основные средства"). Так, примерами улучшения, в частности, являются:  

- модификация, модернизация объекта ОС (в данном случае — помещения) для продления срока его полезной эксплуатации или увеличения его производственной мощности;

- достройка (надстройка) здания, что увеличит количество мест (площадь) здания, объемы и/или качество выполняемых работ (услуг) или условия их выполнения.

Поэтому, очевидно, установка сигнализации может соответствовать и условиям для признания работ по ее монтажу улучшением. Таким образом, бухгалтер предприятия фактически может столкнуться с дилеммой, когда сигнализация одновременно может попасть как под определение понятия ОС, так и рассматриваться как улучшения.  И здесь не может быть безапелляционно правильного или неправильного решения. На наш взгляд, логично было бы прежде всего рассматривать сигнализацию с точки зрения возможности отражения ее на балансе как отдельного объекта (объектов) необоротных активов. И только если существуют определенные сомнения по поводу классификации ее именно обособленным объектом, то ее следует классифицировать как улучшение.

Например, сигнализацию логично считать самостоятельным объектом ОС, если при необходимости ее можно, в частности, отделить от помещения. То есть, переезжая в другой офис, ее можно демонтировать и установить в другом помещении (без значительных повреждений сигнализации и помещения). Когда же сигнализация функционально приспособлена только для этого помещения и может работать исключительно в нем, то есть отделить ее при переезде было бы невозможно или экономически нецелесообразно (например, ее демонтаж нанес бы значительные повреждения помещению), то установку сигнализации логично классифицировать как улучшение помещения.

На практике вполне возможен даже комбинированный вариант. Если часть работ по установке признается улучшением помещения, а некоторое оборудование поставлено на баланс как объект ОС или МНМА (или же "разбито" на целый ряд таких объектов). То есть, например, если центральный пульт управления сигнализацией фактически представляет собой обособленную электронно-вычислительную машину, то, считаем, не будет ошибкой признать его отдельным объектом ОС. В то же время стоимость установки различных приспособлений, встроенных (вмонтированных) в стены и потолок помещения, классифицировать как его улучшение.

В любом случае право сделать финальный вывод, классифицировать сигнализацию как отдельный объект ОС или отражать как улучшение помещения, остается за предприятием. И решение нужно принять исходя из конкретных функциональных характеристик сигнализации и своих профессиональных суждений.

Как учитывать установку "дозорных-ревунов"

Если пожарную или охранную сигнализацию классифицировали как отдельный объект ОС, то все расходы, связанные с ее приобретением и установкой, необходимо капитализировать (п. 8 П(С) БУ 7). Сам объект ОС в общем случае целесообразно учитывать на субсчете 104 "Машины и оборудование". При этом следует принимать во внимание нормы п. 4 П(С) БУ 7, в котором указано: если один объект ОС состоит из частей с разным сроком полезного использования (эксплуатации), то каждая из них может признаваться в бухучете как отдельный объект ОС. Тогда, если это экономически целесообразно, предприятие вполне может "разделить" общий комплекс сигнализации на несколько конструктивно обособленных объектов и признать каждый из них объектом ОС.

Кроме того, в зависимости от установленных на предприятии стоимостных критериев для МНМА некоторые из этих объектов имеют все шансы оказаться в когорте малоценки. Такие объекты надлежит учитывать на субсчете 112 "Малоценные необоротные материальные активы". То есть, если предприятие в целях бухучета "разобьет" сигнализацию на отдельные объекты ОС, то здесь уже возможны варианты их размещения на разных субсчетах учета активов в зависимости от функционального назначения и стоимости каждого из таких объектов (кроме уже упомянутых субсчетов, определенные приспособления могут "поселиться" даже на субсчете 106 "Инструменты, приборы и инвентарь" или 109 "Прочие основные средства").

Посему все расходы необходимо собрать воедино на субсчете 152 "Приобретение (изготовление) основных средств" (и/или 153 "Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов"), а при вводе в эксплуатацию сигнализации произвести записи: Дт 104 (106,109) Кт 152 или Дт 112 Кт 153. Поскольку имеем дело с объектами, установленными в офисном помещении, то начисленную на них амортизацию следует относить на счет 92 "Административные расходы". Если же установка сигнализации классифицирована как улучшение, то порядок учета зависит также от того, в каком офисе ее монтируют: собственном или арендованном по договору операционной аренды.

  • Сигнализацию устанавливают в собственном офисе

Тогда в соответствии с п. 14 П(С) БУ 7 первоначальную стоимость офисного помещения следует увеличить на сумму понесенных расходов. То есть все расходы надлежит сгруппировать по дебету субсчета 152 "Приобретение (изготовление) основных средств", а затем списать на субсчет, на котором числится офисное помещение (Дт 103 "Здания и сооружения" Кт 152). Амортизировать объект исходя из увеличенной стоимости нужно начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором осуществлено улучшение.

  • Сигнализация установлена в арендованном офисе

Если установку сигнализации классифицировали как улучшение арендованного помещения, что приводит к увеличению будущих экономвыгод, которые первоначально ожидались от его использования, то порядок бухучета понесенных расходов будет следующий. В соответствии с п. 8 П(С)БУ 14 "Аренда" арендатор отражает такие расходы как капинвестиции в создание прочих необоротных матактивов. Иными словами, в таком случае все расходы вам надлежит сначала аккумулировать в дебете субсчета 153, а при вводе сигнализации в эксплуатацию списать проводкой: Дт 117 "Прочие необоротные материальные активы" Кт 153. Амортизируют в бухучете объект прочих необоротных матактивов в период срока его полезной эксплуатации.

На наш взгляд, последний не должен превышать срок действия аренды, так как это максимальный период времени, в течение которого планируется получать экономвыгоды от арендованного помещения. При продлении срока аренды можно заодно пересмотреть и срок полезного использования этого "условного" объекта. Если же договор аренды расторгнут, то недоамортизированную часть "условного" объекта нужно списать в бухрасходы. Поскольку речь идет об офисном помещении, то начисленную амортизацию на такой объект учитываем по дебету счета 92.

Документальное оформление

Если сигнализацию классифицируют как отдельный объект (объекты), ввод его в эксплуатацию оформляют типовыми формами учета ОС, утвержденными приказом № 352, — ф. № 03-1, ф. № 03-3, ф. № 03-6. Также предприятие может использовать в учете необоротных активов и свежие формы актов, утвержденные приказом № 8184. При осуществлении улучшения, согласно п. 28 Методрекомендаций №561, такие операции оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизованных объектов. Для этого можно воспользоваться Актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизованных объектов (ф. № 03-2, утвержденная приказом № 352) или же Актом передачи на ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средств и Актом приемки отремонтированных, реконструированных и модернизованных основных средств, формы которых утверждены приказом № 818.

Налоговые аспекты установки сигнализации

Налог на прибыль

Если предприятие не исчисляет налоговые разницы согласно р. ІІІ НКУ, то в налогово-прибыльных целях оно всецело будет руководствоваться бухправилами. То есть бухрасходы на установку сигнализации уменьшат объект обложения налогом на прибыль через начисленную на соответствующий объект (объекты) амортизацию. Особенности налогово-прибыльного учета офисной техники будут лишь у прибыльщиков, осуществляющих налоговые корректировки согласно р. III НКУ.

Если сигнализация классифицирована как необоротный актив, то прежде всего необходимо определиться - подпадает ли он под "налоговое" понятие ОС. Стоимостный передел для признания ОС в целях налогового учета определен пп. 14.1.138 НКУ и составляет 6000 грн. (без НДС). Поэтому если стоимость соответствующих объектов необоротных активов переваливает этот предел — дело имеем с налоговыми ОС. И относительно таких объектов следует осуществлять налоговые корректировки согласно п.п. 138.1,138.2 НКУ. По ним, в частности, бухфинрезультат увеличивают на сумму начисленной амортизации в соответствии с П(С)БУ или МСФО, а уменьшают — на сумму рассчитанной амортизации с учетом ограничений п. 138.3 НКУ. Надлежащие суммы указывают в строках 1.1.1 и 1.2.1 AM приложению PI к Декларации № 897 соответственно. При этом в целях проведения этих корректировок предприятию необходимо определиться с налоговой группой для таких ОС. Среди предусмотренных пп. 138.3.3 НКУ наиболее логичной конечной остановкой была бы группа 4 "Машины и оборудование" с минимальным сроком налоговой амортизации 5 лет (в некоторых случаях — 2 года).

Однако в случае "разбивки" конструктивно обособленных элементов сигнализации для учета на отдельные объекты, конечно, возможно отнесение некоторых из них и к какой-то иной налоговой группе, предусмотренной пп. 138.3.3 НКУ. Вместе с тем, если стоимость определенных необоротных активов не превышает стоимостной предел в 6000 грн., то имеем дело с налоговыми МНМА. По ним налоговые корректировки, согласно п.п. 138.1,138.2 НКХне осуществляют (см., например, письма ГФСУ от 28.10.16 г.№ 23357/6/99- 99-15-02-02-15, от 06.05.16 г. № 10168/6/99-99-15-02- 02-15 и от 18.07.16 г. № 15389/6/99-99-15-02-02-15).

Если установка сигнализации классифицирована как улучшение помещения, в котором ее монтируют, то, опять же, налогово-прибыльные аспекты будут зависеть от того, собственное это помещение или арендованное. Так, если помещение арендованное, то созданный в бухучете объект необоротных активов попадет в налоговую группу 9 "Прочие основные средства" с минимальным сроком налоговой амортизации в 12 лет. К такому объекту также будут применяться налоговые корректировки, предусмотренные п.п. 138.1,138.2 НКУ. Если же офис принадлежит непосредственно предприятию, ему следует учитывать то, что "необоротные" корректировки относительно такого помещения согласно п.п. 138.1,138.2 НКУ осуществляют с учетом расходов на улучшение в стоимости такого ОС. Налог на добавленную стоимость НДС, уплаченный в составе стоимости установки охранной или пожарной сигнализации в офисе компании, в общем порядке проследует в налоговый кредит (разумеется, при условии оформления и регистрации в ЕРНН налоговой накладной) (п. 198.6 НКУ).